Стоит ли удерживать сотрудника, подавшего заявление об уходе | |
Заявление об уходе
ценного специалиста может стать неприятной неожиданностью для работодателя.
Компания рискует в ближайшее время не найти достойного кандидата на его место.
С другой стороны, тот, кто решил уйти, скорее всего, нелоялен. Стоит ли
удерживать такого сотрудника и есть ли шансы его удержать? В конце прошлого
года один из менеджеров финансового отдела сети салонов связи "Техмаркет”
заявил своему руководителю, что собирается перейти в другую компанию, где ему
предложили большую зарплату. Это стало полной неожиданностью для руководства
компании, тем более что сотрудник проработал в компании уже несколько лет и
считался одним из перспективных. В "Техмаркете”
решили: ценного сотрудника необходимо удержать. Директор по персоналу компании
"Техмаркет” Татьяна Сергеева решила поговорить с менеджером и выяснила, что
настоящая причина увольнения несколько иная, чем было заявлено. "Работник не
видел перспектив для карьерного роста внутри компании, — говорит Сергеева. —
Ему не хватало экономического образования, поэтому он решил перейти на «большие
деньги», чтобы получить второе высшее и наконец восполнить этот пробел”.
Компания предложила менеджеру расширить круг обязанностей и поднять зарплату, а
также предоставила кредит на обучение. Сотрудника удалось сохранить. "Тема удержания
ценных сотрудников сегодня особенно актуальна, — считает консультант «ЭКОПСИ
Консалтинг» Инна Чугунова. — Потребности рынка в ценном персонале растут
быстрее, чем растет сам персонал. Число ценных талантливых сотрудников
по-прежнему ограничено. Руководству требуется все больше изобретательности,
чтобы таких сотрудников удержать”. Изобретательный
работодатель В январе один из
ведущих менеджеров страховой компании Prime Insurance стал обсуждать с
коллегами возможность смены работы. Об этом стало известно руководству компании,
но прошлый опыт подсказывал, что во время беседы сотрудник, не принявший
окончательного решения об уходе, будет уверять руководство в своей лояльности.
"Мы договорились с одним из агентств по подбору персонала, которое под видом
предложения о работе пригласило потенциального перебежчика на собеседование,
чтобы выяснить, что его не устраивает, — рассказывает президент Prime Insurance
Никита Исаев. — После получения информации я пригласил сотрудника к себе и сам
предложил решить все проблемы, о которых он рассказал рекрутерам. Сейчас он
продолжает работать в компании”. Работодатели стали
намного чаще делать своим сотрудникам встречные предложения с более высокой
компенсацией и перспективами карьерного роста, говорит партнер рекрутингового
агентства Flex Татьяна Чернозуб. По ее словам, в последний год количество
кандидатов, получающих предложения, но решающих остаться на нынешнем месте
работы, увеличилось процентов на 50%. "Ситуация на рынке труда благоприятствует
кандидатам, поэтому они торгуются очень жестко, — говорит эксперт. — Из 10
кандидатов, добившихся предложения, двое-трое в результате остаются у нынешнего
работодателя”. Доверия не будет Юна Скобликова,
партнер рекрутинговой компании "Зеленая улица”, считает, однако, что говорить
об "исправившихся” работодателях рано. Именно поэтому "Зеленая улица” тщательно
готовит кандидатов к тому, что они получат контрпредложения, и заранее
проговаривает с ними все возможные сценарии и модели поведения. "Мы начинаем с
обсуждения тех обстоятельств, которые привели человека к мыслям о смене работы,
— говорит Скобликова. — Мы считаем, что те же самые обстоятельства непременно
возникнут снова: организациям вообще несвойственно меняться ради одного
человека”. Опыт клиентов ее компании показывает, что даже если сотрудник
принимает контрпредложение, то в 90% случаев он покинет свою компанию в течение
полугода. "К человеку, однажды положившему заявление на стол, все равно будут
относиться без доверия” — замечает Скобликова. По ее словам, очень часто
контрпредложения мотивированы тем, что данному специалисту нет замены в данный
момент времени, но такую замену начнут искать и рано или поздно найдут. Действительно,
многие руководители никогда не удерживают сотрудников. Например, бывший
сотрудник одной из новосибирских компаний — Николай Коробов рассказывает, что
его бывший работодатель относится именно к такой категории. "Он никогда не
интересуется, почему увольняется человек, и любит повторять, что сотрудник
должен сто раз подумать, прежде чем подать заявление, так как он его
обязательно уволит”, — рассказывает Коробов. С точки зрения
работодателей, эта ситуация выглядит несколько по-другому. "Если человек ставит
нас перед фактом, значит, он уже проводил переговоры с потенциальными
работодателями и вряд ли имеет смысл его удерживать”, — говорит Татьяна
Петрякова, HR-директор рекламного холдинга Media Arts Group. Польза диалога Если сотрудник
уходит, компании не помешает разобраться, почему это происходит. "Если человек
решает сменить работу, это значит, что у него есть какие-то значимые мотивы, —
говорит Чугунова. — Разобраться в этих мотивах особенно необходимо, когда уход
стал для работодателя неожиданностью”. Именно поэтому в компаниях обычной
практикой становятся интервью с увольняющимися сотрудниками. Правда, часто
ситуация заходит так далеко, что человек уже принял решение и что-то объяснять
работодателю ему неинтересно. Именно поэтому важно отслеживать ситуацию в
коллективе. "Если присматриваться к настроениям, всегда есть шанс отследить
потерю «блеска в глазах», снижение инициативности, частые пробуксовки. Даже по
таким признакам становится понятно, что человек в группе риска, — продолжает
Инна Чугунова. — Это именно тот этап, на котором еще можно что-то сделать”. Чернозуб отмечает,
что примерно в 50% случаев кандидаты начинают поиск работы из обыкновенного
спортивного интереса. Таких сотрудников относительно просто удержать, многие из
них в результате не решаются совершить переход. Для тех же, кто мотивирован на
уход более серьезными причинами, например конфликтной ситуацией или ощущением
дискомфорта, вероятность остаться крайне невелика — около 1%. В таких случаях,
по мнению Чернозуб, мало что может помочь. Впрочем, работодатели крайне редко
пытаются удерживать таких сотрудников. Ведь ощущение дискомфорта, как правило,
бывает взаимным. Автор: Юлия А.
Васильева, Иван Голунов, Мария Подцероб, «Ведомости» | |
Просмотров: 395
| Теги: |