Личный антикризисный план | |
Как обрести стабильность в условиях всеобщего кризиса? Кризис пришел и диктует свои условия.
Компании одна за другой сокращают персонал, и эти сокращения обязательно
затрагивают HR-отделы: чем меньше в компании людей, тем меньше HR-специалистов
ей нужно. Нет расширения – «режем» рекрутеров, сворачивается тренинговое
направление – сокращаем менеджеров по обучению, уменьшается общая численность
компании – прощаемся с одним из кадровиков. А когда кругом идут сокращения,
«персональщику» становится совсем непросто найти новую работу с зарплатой,
адекватной своей квалификации. Что же делать? Попрощаться со своей профессией и
переквалифицироваться «во что возьмут»? Нет, есть еще один вариант. Скажем сразу: для реализации описанного
ниже плана требуется определенная решительность и готовность несколько изменить
себя и свой привычный образ жизни. Впрочем, для человека, оставшегося без
работы (или стоящего на краю этого) это обычно несложно. Итак, приступим. Вы – квалифицированный специалист, но в
ваших услугах больше не нуждаются. Более того – в подобных услугах перестали
нуждаться сразу многие, и вы стоите перед невеселой перспективой засесть дома
на неопределенный срок, «пока не утрясется». При этом эксперты высказываются в
том смысле, что утрясаться будет еще года два – многовато для того, чтобы все
это время сидеть без работы! Однако, что же делать? Ведь чем глубже
кризис, тем меньше людей в штате. Но в этом и заключается ваша новая
возможность. Если вы уверены в своих профессиональных качествах, вы можете
стать Независимым Специалистом – консультантом, экспертом, подрядчиком и т.д.
Вы можете делать то же самое, что и раньше, но для нескольких различных
заказчиков сразу. И получат за это в итоге деньги даже бОльшие, чем прежде.
Просто потому, что в кризис компании становятся очень чувствительны к расходам.
Держать штатную единицу дорого, заказать услугу внешнему агентству – тоже
дорого. А потребность есть – нужен и подбор, и делопроизводство, и обучение,
худо-бедно, тоже по-прежнему нужно. В этой ситуации для компании логично
обратиться к независимым специалистам – их гонорар будет меньше, чем гонорар
агентства, но, в то же время, это разовые расходы, нет нужды оплачивать их
постоянно. Означает ли такой подход открытие своего
бизнеса? И да, и нет. Разберемся с этим подробнее. Как правило, новые компании создаются
людьми, хорошо разбирающимися в определенной предметной сфере. Так, кадровые
агентства чаще всего создаются рекрутерами, уставшими работать «на дядю». Но
хорошо уметь подбирать персонал вовсе не означает быть хорошим бизнесменом! И
вот, вместо того, чтобы хорошо делать свое дело, наш рекрутер осваивает
менеджмент, маркетинг и бухгалтерский учет. Причем, чаще всего – «без отрыва от
производства» - т.е. продолжая пахать в своем агентстве в качестве рекрутера.
Что имеем в итоге? Обычно - расшатанные нервы, завал сроков по всему, чему
только можно (по проектам, по зарплате, по аренде, по налоговой отчетности...)
и все более очевидную перспективу финансового краха. А почему? А все потому, что в нашем
обыденном понимании слово «бизнес» неразрывно связано со словом «фирма». То есть
- офис, секретарь, толпа наемных работников и все такое. Но все это - издержки.
Зарплата, аренда, имидж - все это требует денег здесь и сейчас,
безотлагательно. И для того, чтобы эти издержки покрыть, вам придется сразу
обладать двумя вещами - деньгами и талантом управленца-организатора. Кроме
того, есть и третий фактор – на ваши услуги должен быть стабильный
платежеспособный спрос, достаточный, чтобы прокормить всю вашу организацию. В
условиях экономического кризиса с этим повсеместно напряженка – спрос
сокращается, а конкуренция крепчает с каждым днем, ведь существующие игроки
никуда не деваются. Очевидно, что внезапно сокращенный
специалист не обладает запасом в несколько десятков тысяч долларов, которые он
может спокойно вложить в организацию своей компании. Так же очевидно, что
далеко не все люди могут (и хотят!) «рулить» своей компанией, со всеми ее
проблемами и сложностями. Поэтому увольнение – явно не повод для
того, чтобы начинать «большой бизнес», особенно в такое время. А вот начало работы в качестве Независимого
Специалиста, развитие своего персонального бренда может стать альтернативой
«фирме», причем, альтернативой позитивной, дающие реальный выигрыш по сравнению
с организацией «конторы». Это направление очень хорошо развито на
Западе. Там огромное множество "консультантов по..." То есть, такие
специальные люди, действующие от собственного имени, к которым можно при
необходимости обратиться. Фирм, больших и маленьких, там тоже хватает. Но часть
клиентов пользуется услугами индивидуалов. По разным причинам. Что дает вам такой подход? Вы избавляетесь
от арендных издержек – работа ведется из дома и «на выезде». Вы не тратите
денег на содержание штата сотрудников: единственный и самый главный работник –
вы сами. И вы не тратите силы на вдохновление сотрудников, и у вас не болит
голова о том, работают ли они, или чатятся в рабочее время. В общем, вы
сосредотачиваетесь на том, что лучше всего умеете. На подборе. Или на
управленческом консалтинге. Или на делопроизводстве. Кстати, в нашей стране наиболее
преуспели в деле создания личных брендов бизнес-тренеры. Очень часто клиенты
выбирают обучение не по компании-организатору, а по имени привлеченного ею
тренера. Так вот. Работая от своего имени, вы
избавляетесь и от множества промежуточных звеньев, вносящих помехи в работу с
клиентом. Соответственно, вы полностью контролируете процесс, и результат
зависит только от вас. Есть и еще одна сторона. Для «нормальной»
компании, презентующей себя как «фирма», традиционной организационно-правовой
формой является ООО - Общество с Ограниченной Ответственностью. А это -
обязательный бухучет (хотя бы в минимальном объеме на упрощенной системе
налогообложения). А это - обязательный бухгалтер или собственные усилия по
разбирательству в предмете. Что тоже требует времени. При работе же от
собственного имени вам будет достаточно оформить свидетельство частного
предпринимателя, отчетность которого готовится проще. Этим вполне можно
заниматься самостоятельно и не терять на это много времени и сил. То есть, с какой стороны не посмотри –
кругом выходит экономия и красота. Более того, если организация своей «большой»
фирмы подразумевает однозначное «отречение от старого мира» наемной работы, то
Независимый Специалист гораздо мобильнее – он может свободно менять статусы, не
будучи связанным никакими внешними ограничителями. Сегодня идет работа по
договору об оказании услуг, завтра – принят в штат и услуг более не оказывает.
А может и оказывает, в свободное от основной работы время. Таким образом, вариант работы в качестве
Независимого Специалиста может оказаться очень интересным вариантом для
инициативных, но оказавшихся без работы людей. Более того, этот вариант подойдет и тем,
кто мечтает о большой фирме, но не имеет стартового капитала. Работая в
одиночку можно изучить тонкости рынка и наработать определенную клиентскую
базу, что позволит в дальнейшем стартовать не с пустого места. И еще один плюс - Независимый Специалист
может нормально существовать даже в небольших городах, где поднять традиционный
бизнес сложно в силу высокой конкуренции и объективно малого количества
заказов. И, кстати, уровень дохода «индивидуала», в любом случае, выше, чем
уровень дохода директора начинающей компании. Впрочем, не будем утверждать, что путь
Независимого Специалиста совсем уж прост. Остается множество открытых вопросов
– как искать первых клиентов, как презентовать себя, как выстраивать с клиентами
отношения? Эти вопросы невозможно охватить в рамках одной статьи, и даже в
рамках целого цикла. Но зато их можно рассмотреть на семинаре. Семинар,
посвященный технологической стороне превращения в Независимого Специалиста,
пройдет в Москве 20-21 декабря, а потом еще раз – 24-25 января. На семинаре
будут подробно рассмотрены различные аспекты этого увлекательного процесса.
Особое внимание будет уделено практической стороне работы Независимого
Специалиста – участники получат готовые формы договоров, примеры презентаций,
пошаговые инструкции по началу работы. Отдельным блоком стоит рассмотрение
отношений с официальными органами. С подробной программой семинара можно
ознакомиться на странице http://www.hr-journal.ru/seminars/freelance/ Что же, подведем итог. Путь Независимого Специалиста - для тех
людей, которые хотели бы быть свободными от прихотей начальства, но не хотели
бы взваливать на себя ярмо собственной фирмы. A также для тех, кто не хотел бы терять
квалификацию в кризисные времена только из-за того, что его работодатель
сокращает штаты. И для тех, кто подумывает о своем бизнесе:
задумайтесь, что вам приятнее: быть известным и высокооплачиваемым независимым
специалистом, или одним из многочисленных погонщиков упрямых и ленивых
наемников, никак не желающих вести вашу контору к процветанию? А еще это - путь для тех, у кого уже есть
свой маленький бизнес, над которым нависла угроза закрытия. Прикиньте - стоит
ли продолжать это дело в таком виде дальше? Может, одиноким волком вы были бы
успешнее? В любом случае не столь важно, решитесь ли
вы начать с понедельника новую жизнь в качестве Независимого Специалиста, или
предпочтете пока ничего не менять. Главное, что в списке ваших возможностей
появится еще одна – и, кто знает, может быть в какой-то момент именно она
станет для вас отличным решением! Максим
Федоров HR-journal.ru — электронный журнал про
управление персоналом | |
Просмотров: 509
| Теги: |